Функциональная грамотность в ДОУ

Документы

Дополнительная литература

Функциональная грамотность в ДОУ — это способность человека адаптироваться к окружающей среде и функционировать в ней, применяя имеющиеся знания, умения и навыки в конкретных ситуациях для решения разнообразных жизненных задач. 

Основные составляющие функциональной грамотности в ДОУ:

  • Читательская грамотность.  Способность понимать смысл текстов, размышлять и обсуждать их, чтобы расширять свои представления и возможности, взаимодействовать с социальным окружением. 
  • Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. 
  • Естественнонаучная грамотность. Способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. 

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

Функциональная грамотность связана с готовностью:

-Добывать знания

-Применять знания и умения

-Оценивать знания и умения

-Осуществлять саморазвитие

Виды функциональной грамотности :

  • Читательская грамотность для ребенка дошкольного возраста выражается в способности понимать смысл текстов, размышлять и обсуждать тексты, чтобы расширять свои представления и возможности, взаимодействовать с социальным окружением.
  • Математическая грамотность для ребенка дошкольного возраста выражается в способности индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.
  • Естественнонаучная грамотность для ребенка дошкольного возраста выражается в способности использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО направлен на:

1. Формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста.

2. Формирование речевой активности дошкольников.

3. Формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников

4. Формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования.

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как фольклор.

Что применяют  педагоги  ДОО в работе?

1. Стремятся к максимальной поддержке инициативы и самостоятельной активности детей в проектной деятельности, в решении образовательных и жизненных задач.

2. Для возможности целостного восприятия ребёнком окружающего мира активно используют интегрированный подход, позволяющий решать задачи нескольких образовательных областей в рамках одного мероприятия (события).

3. В организации образовательных мероприятий максимально активизируют  психические процессы (внимание, воображение, мышление).

4. Знакомят родителей с понятием «функциональная грамотность», оказывают поддержку в организации развивающей работы в условиях семьи.

5. Вносят изменения в среду группы, так чтобы само пространство группы стимулировало активности ребёнка (экспериментировать, наблюдать, творческая деятельность и др.) («среда группы – как второй педагог»).

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie